Уголь


Освоение каменноугольного месторождения «Бухта Угольная»
Инициатор проекта    Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа
Цель проектаПроизводство конкурентоспособного, высококачественного каменного угля на экспорт (главным образом в страны Юго-Восточной Азии).
Место расположения проектаЧукотский автономный округ, Анадырский р-н, вблизи п. Беринговский.
Ожидаемый результат от реализации проектаФормирование нового источника устойчивых экспортных доходов - ~ 45 млрд. руб. в год в ценах 2010 года;
рост собственной доходной базы;
развитие промышленной, транспортной, энергетической инфраструктуры в стратегически важнейшем (на границе с США), но самом удаленном и самом малонаселенном регионе России;
создание условий для привлечения инвестиций в целях дальнейшего освоения природных ресурсов Чукотки в прилегающих к Беринговскому бассейну районах Чукотки;
повышение качества жизни населения (транспортная доступность, средства телекоммуникации, безопасность).
Направление использования инвестицийстроительство
развитие промышленной и социальной инфраструктуры
научно-исследовательские разработки
проектно-конструкторские работы                                               
Принадлежность к сектору экономикидобывающая промышленность, производство
транспорт
энергетика
Отраслевая принадлежность проектаДобыча полезных ископаемых
Топливно-энергетический комплекс
Обрабатывающие производства
Краткое описание проекта Подготовительный этап- 2011-2014 гг:
- инженерно-геологические изыскания, технико-экономическое обоснование и подготовка проектной документации реконструкции Шахты Нагорная  и действующего сезонного порта Беринговский;
- завершение поисково-оценочных работ и детальной разведки на месторождении Амаам, подготовка эксплуатационных запасов угля, разработка ТЭО строительства и технического проекта разработки месторождения;
- инженерно-геологические изыскания, технико-экономическое обоснование и подготовка проектной документации строительства нового глубоководного морского порта, автомобильной и железной дороги к нему от месторождения Амаам.
Ориентировочная стоимость затрат подготовительного этапа – 2 900 млн. рублей (здесь и далее – в ценах 2010 года).
1 этап – 2014 -2017 гг.
А.  Строительство мощностей на 1,5 млн тонн в год по подземной добыче и последующему обогащению каменного угля реконструируемой шахты «Нагорная», реконструкция и модернизация сезонного порта Беринговский, строительство угольного терминала мощностью 5 млн тонн в год, способного отгрузить за 4 месяца навигации 1,5 млн тонн угля.
Ориентировочная стоимость затрат – 6 000 млн рублей.
Выход на проектную мощность – 2014 год.
Б. Строительство основных гидротехнических сооружений нового глубоководного порта (предположительно это будет порт Аринай) и первой очереди угольного терминала производительностью до 2,5-3,0 млн.т/год.  Параллельно со строительством порта Аринай создаются  мощности подземной добычи, обогащению и внутрипромысловому транспорту угля на ближайшем к порту Аринай месторождении Амаам с выходом товарного угля – 2,5-3,0  млн.т/год. Строятся газопоршневые электростанции в порту Аринай и на месторождении Амаам, а также внутрипромысловые электрические сети. 
Также ведется строительство  первой очереди местной железной дороги  - от  грузовой станции месторождения Амаам до порта Аринай (протяженность около 29 км). Это самый дорогостоящий участок железной дороги  с пропускной способностью, рассчитанной на полное развитие месторождений бассейна, то есть, производство 12 млн. тонн  товарного угля в год.
Ориентировочная стоимость      -   36 000 млн. рублей.
Выход на проектную мощность – конец 2016- 2017 год
В. Проведение массированных поисково-оценочных и разведочных, инженерно-геологических и иных изыскательских работ на территории предполагаемого месторождения Алькатваам с целью формирования эксплуатационных запасов, способных обеспечить подземную добычу не менее 5 млн. тонн угля в год.
Ориентировочная стоимость – 6 600  млн рублей
Ориентировочная стоимость затрат первого этапа – 48 600 млн. рублей.
2 этап – 2015-2019 гг.
Утроение мощности угольного терминала в порту Аринай  до 7,5 млн. т/год.  Параллельно строятся мощности по добыче, обогащению и транспорту 5 млн. т товарного угля на месторождении Алькатваам. Развертываются работы по созданию систем дегазации и сбора метана, строительству газопоршневой электростанции и внутрипромысловых электрических сетей на месторождении Алькатваам. Строится вторая очередь местной железной дороги - от грузовой станции месторождения Амаам до грузовой станции месторождения Алькатваам (протяженностью около 50 км).
Ориентировочная стоимость затрат второго этапа – 38 000 млн. руб. в ценах 2010 г.
3 этап – 2017-2021 гг.
Увеличение мощности угольного терминала порта Аринай до 12 млн.т/год. Параллельно создаются дополнительные мощности по добыче, обогащению и транспорту угля месторождений Амаам, Алькатваам и Бухты Угольной.  Строится третья очередь местной железной дороги - от грузовой станции месторождения Алькатваам до порта Беринговский через грузовую станцию месторождения Бухты Угольной (протяженностью около 40 км).
Ориентировочная стоимость затрат третьего этапа – 39 100  млн. руб. в ценах 2010 г. 
Срок реализации третьего этапа составит около 4-5 лет (2017-2021 г.г.)
Потребителями угля будут предприятия Чукотского АО, Камчатского края и страны АТР
Добыча угля будет проводиться как открытым, так и подземным способом (с общими суммарными запасами свыше 4 млрд.т). Угли Беринговского бассейна гумусовые,  ультракларенового типа (резко преобладает углефицированое вещество – 95-100%), мало-среднезольные. Химические составы углей из разных участков близки между собой. Близки к углям Ленского бассейна.
Обогатимость углей от легкой до средней. По склонности самовозгорания относятся ко второй группе (малоопасным) и третьей (неопасные). По склонности к окислению – неустойчивые, предельный срок хранения на складах – 6 лет.
В углях выявляется устойчивое содержание Mn, Ti, Ba, Be, Zr, As, Pb, Cu, Ni, Tl, Th, V, Cr, Ge, Ga, Zn, Mo, Co, Sr, It, F, Sk. 
Основная часть каменных углей бассейна марки Г (газовые), Ж (жирные) и Д (длиннопламенные), частично К – высококачественные энергетические. Каменные угли марки Ж, являющиеся коксующимися углями особо ценных марок, могут быть использованы в производстве жидкого синтетического топлива, смол, фенолов и других ценных продуктов
Описание рынка потребителейПотребителями угля будут предприятия Чукотского АО, Камчатского края и страны АТР
Дополнительная информацияДобыча угля будет проводиться как открытым, так и подземным способом (с общими суммарными запасами свыше 4 млрд.т). Угли Беринговского бассейна гумусовые,  ультракларенового типа (резко преобладает углефицированое вещество – 95-100%), мало-среднезольные. Химические составы углей из разных участков близки между собой. Близки к углям Ленского бассейна.
Обогатимость углей от легкой до средней. По склонности самовозгорания относятся ко второй группе (малоопасным) и третьей (неопасные). По склонности к окислению – неустойчивые, предельный срок хранения на складах – 6 лет.
В углях выявляется устойчивое содержание Mn, Ti, Ba, Be, Zr, As, Pb, Cu, Ni, Tl, Th, V, Cr, Ge, Ga, Zn, Mo, Co, Sr, It, F, Sk. 
Основная часть каменных углей бассейна марки Г (газовые), Ж (жирные) и Д (длиннопламенные), частично К – высококачественные энергетические. Каменные угли марки Ж, являющиеся коксующимися углями особо ценных марок, могут быть использованы в производстве жидкого синтетического топлива, смол, фенолов и других ценных продуктов
Степень готовности и экспертиза проектаПо строительству автомобильной дороги выполнены работы по обоснованию инвестиций.
Срок реализации проекта – начало реализации – ввод в эксплуатациюРеализация проекта: 2011-2021 годы. Выход на проектную мощность - 2021 год.
Общая стоимость проекта128,6 млрд. руб. в ценах 2010 г. в том числе:
Затраты на подготовку проектов и предпроектные работы – 0,80 млрд. руб.
Проектные работы –  9,0 млрд. руб.
Капитальные вложения – 118,8 млрд. руб.
Подбор и обучение персонала – не оценивались
Инвестиции в оборотный капитал – не оценивались.
Источники финансирования проекта с указанием объемов финансированияЧастные инвестиции - 110,975 млрд. руб. в ценах 2010 г.  (86,3 %)
Государственные инвестиции - 17,625 млрд. руб. в ценах 2010 г.  (13,7 %)
Обеспечение трудовыми ресурсамиПотребуется 2345 человек, с учётом численности привлекаемых работников на период строительства