Чукотский автономный округ

Транспорт

Состояние транспортной инфраструктуры

Особенность транспортного комплекса Чукотки — отсутствие железных дорог. В начале 90-х годов основные грузоперевозки по округу осуществлялись морским и воздушным транспортом, доставка грузов наземным транспортом занимала около 10% от объема грузоперевозок. Резкий рост авиатарифов и короткий навигационный период выдвинули грузоперевозки автомобильным транспортом на первое место. Значительная часть грузов, перерабатываемых в портах, доставляется потребителям по дорожным сетям и автозимникам автомобильным транспортом.

Авиаперевозки

Основным элементом транспортного комплекса Чукотского автономного округа является круглогодично работающий воздушный транспорт, обеспечивающий перевозки пассажиров и грузов как внутри округа, так и за его пределами. Аэропорты Чукотки связаны регулярным магистральным сообщением с Москвой, Хабаровском и Магаданом, местными воздушными линиями – с районными центрами, национальными селами.

На сегодняшний день  в округе функционируют следующие предприятия, занимающиеся аэропортовой деятельностью: государственное предприятие Чукотского автономного округа «ЧукотАВИА», федеральное казенное предприятие «Аэропорты Чукотки», государственное предприятие Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)». 

Государственное предприятие Чукотского автономного округа «ЧукотАВИА» является единственным  авиапредприятием,  расположенным  на  территории  Чукотского  автономного  округа, осуществляющим социально-значимые перевозки по национальным селам Чукотки. Свою деятельность организация осуществляет с 1996 года, когда на базе аэропорта Анадырь путем объединения всех авиапредприятий Чукотки было создано единое федеральное государственное унитарное предприятие «ЧукотАВИА», филиалами которого являлись следующие аэропорты: Певек, Кепервеем, Омолон, Мыс Шмидта, Залив Креста, Марково, Провидения, Лаврентия, Беринговский.

С 2010 года ФГУП «ЧукотАВИА» проходило процедуру реорганизации путем выделения из него Федерального казенного предприятия «Аэропорты Чукотки», осуществляющего аэропортовую деятельность в аэропортах Певек, Кепервеем, Омолон, Лаврентия, Провидения, Эгвекинот, Марково, Беринговский, Мыс Шмидта и государственного предприятия Чукотского автономного округа «ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», осуществляющего с 2014 года аэропортовую деятельность в аэропорту Анадырь (Угольный). Наименование ФГУП «ЧукотАВИА», в связи с принятием предприятия в государственную собственность Чукотского автономного округа  в 2013 году было  изменено на ГП ЧАО «ЧукотАВИА». 

Авиационное сообщение является единственным средством, обеспечивающим круглогодичную связь многих населенных пунктов Чукотского автономного округа с окружным центром, поэтому перевозочная деятельность авиапредприятия имеет ярко выраженную социальную направленность – большая часть авиаперевозок являются социальными и субсидируются из окружного бюджета, что позволяет сдерживать рост тарифов и цен на авиабилеты, сделать их более доступными для всех категорий граждан.

            Кроме того приоритетной задачей ГП ЧАО «ЧукотАВИА» является обновление парка воздушных судов, в связи с чем в декабре 2013 и июне 2015 годов взяты в лизинг четыре  новых воздушных судна канадского производства типа DHC-6 Series 400 Twin Otter. Два из них уже введены в эксплуатацию и успешно используются по различным направлениям. Полный ввод в эксплуатацию еще двух новых воздушных судов планируется произвести в 2016 году.


В целях осуществления стабильного финансирования аэропортов Чукотки, необходимого для поддержания соответствия требованиям эксплуатационной годности и безопасности, сохранения авиационной транспортной схемы региона на базе имущественного комплекса аэродромов Чукотского автономного округа в октябре 2010 года было создано федеральное казенное предприятие «Аэропорты Чукотки».

                В состав ФКП «Аэропорты Чукотки» входят 9 филиалов с аэропортами: местного значения - Кепервеем, Залив Креста, Марково, Лаврентия, Беринговский, Омолон, Мыс Шмидта, федерального значения – Певек, со статусом международного – аэропорт Провидения.

Целью ФКП «Аэропорты Чукотки» является сохранение аэропортов с малой интенсивностью полётов в районах Крайнего Севера, приведение инфраструктуры аэропортов к нормативным авиационным требованиям, поддержание в рабочем состоянии взлётно-посадочных полос, свето-технического оборудования, авиатранспорта, обеспечение авиационной безопасности.

Головным аэропортом округа является международный аэропорт Анадырь (Угольный), который был сдан в эксплуатацию в 1959 году.  На сегодняшний день аэропорт принадлежит государственному предприятию Чукотского автономного округа «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)».

Как и многие другие аэродромы на севере России, аэродром Анадырь построен на вечной мерзлоте. Основная цель постройки аэродрома - возможность заправки, пополнение бомбового вооружения (включая ядерные боеприпасы) самолетов стратегической авиации СССР в случае войны с США.  С момента постройки и до начала 1990-х аэродром делился на две части: "восточная" — гражданский сектор, со зданием аэровокзала и службами аэродромного обслуживания, и "западная" — военный сектор.

В  2003-2005 годах был реализован крупнейший проект реконструкции аэровокзального комплекса аэропорта Анадыря.

  • В аэропорту было установлено оборудование огней высокой интенсивности “Транскот”.

  • Восстановлено 840 м взлетно-посадочной полосы.

  • Сданы рулежная дорожка-6, пассажирский и грузовой перрон, место стоянки воздушных судов, служебно-техническая территория в аэропорту, привокзальная площадь.

  • Завершен ремонт комплексного 3-этажного здания авиационно-технической базы.

  • Закончено строительство ангара для самолетов и коммерческого склада.

  • Введены в эксплуатацию центральный распределительный пункт, 14 новых трансформаторных подстанций и теплый склад грузового терминала.

  • Произведена полная замена кабельного хозяйства.

  • Закончен монтаж четырех осветительных мачт пассажирского перрона.

  • Завершено строительство нового аэровокзального комплекса по обслуживанию пассажиров с высокой пропускной способностью и здания контрольно-диспетчерского пункта.

  • Установлено и запущено новое радиотехническое и метеорологическое оборудование.

В 2002 году аэропорт Анадырь официально утвержден как запасной аэродром при полетах по международным авиалиниям Магадан - Анкоридж и Хабаровск – Анкоридж.

В 2011 и 2012 годах была произведена еще одна поэтапная реконструкция взлетно-посадочной полосы. Благодаря проведенной реконструкции аэропорт Анадырь по взлетно-посадочным характеристикам способен принимать все существующие воздушные суда.


Морские перевозки

Морская транспортная схема Чукотки включает порты, непосредственно расположенные на ее территории. Основная цель морских портов – обработка и перевалка грузов для прибрежных национальных сел и населенных пунктов, расположенных в верховьях рек, а также отгрузка твердого топлива и иного груза предназначенного для отправки за пределы Чукотского автономного округа. Доставка и вывоз грузов с территории Чукотского автономного округа осуществляется по двум направлениям: северо-западному, и восточному – из портов Приморского края. Восточное направление является основным.

На территории региона функционирует 5 морских портов:
морской порт Анадырь - проходная осадка 7,5 метров. Обслуживающее предприятие - ОАО "Анадырский морской порт";
морской порт Беринговский - проходная осадка 8,5 метров. Обслуживающее предприятие – ОАО «Анадырский морской порт»", разгрузка осуществляется с рейда;
морской порт Певек - проходная осадка 13 метров. Обслуживающее предприятие - ОАО "Морской ордена "Знак Почета" торговый порт Певек". Порт является базовым на Северном морском пути;
морской порт Провидения - проходная осадка 8 метров. Обслуживающее предприятие - ОАО «Анадырский морской порт». В свое время морской порт являлся базовым, обслуживал ледокольный флот и транзитные суда, имел крупные судоремонтные мастерские;
морской порт Эгвекинот - проходная осадка 8 метров. Обслуживающее предприятие - ОАО "Морской порт Эгвекинот".

Обычные навигационные периоды составляют: в Певеке – июль-октябрь, в Провидения – май-декабрь, в Эгвекиноте, Беринговском и Анадыре – июнь-ноябрь.

Успешное проведение навигаций в последние  годы обусловлено фактом заблаговременного финансирования морских портов Чукотки, что позволяет предприятиям морского транспорта в донавигационные периоды провести необходимые работы по приведению в исправное состояние инженерно-технические сооружения, портофлот, перегрузочную технику, оборудование, производственные помещения, складские площади. Кроме того из бюджета Чукотского автономного округа ежегодно предоставляется субсидия на такие мероприятия как перевозка пассажиров морским транспортом и погрузка/выгрузка, перегрузка угля на рейде.

В морских портах Чукотки в 2014 году было обработано 184 транспортных судна,  688,1  тыс. тонн различного груза, судами портофлота перевезено 162,63 тыс. тонн грузов из них:
- Анадырский морской порт: судозаходов – 57, грузооборот – 187,9 тыс. тонн, перевезено судами собственного флота – 160,8 тыс. тонн;
- морской порт Беринговский: судозаходов – 25, грузооборот – 69,1 тыс. тонн, перевезено судами собственного флота – 1,6 тыс. тонн;
- морской порт Певек: судозаходов – 52, грузооборот – 280,4 тыс. тонн;
- морской порт Провидения: судозаходов – 14, грузооборот – 25,5 тыс. тонн, перевезено судами собственного флота – 0,23 тыс. тонн;
- морской порт Эгвекинот: судозаходов – 36, грузооборот – 125,2 тыс. тонн.


Дорожное строительство

В Чукотском автономном округе общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения по состоянию на 01 января 2015 года составляет 2938,518 км, в том числе:

                                                              с твердым покрытием – 1803,114 км;

                                                              автозимники – 1135,404 км;

на автомобильных дорогах расположены искусственные сооружения:

                                                              водопропускные трубы -1343 шт.;

                                                              мосты – 82/2763,91 шт/п.м.

На территории Чукотского автономного округа также расположена автомобильная дорога федерального значения «Автомобильный подъезд до аэропорта от города Анадыря» (А-384) протяженностью 30,5 км, в том числе 7 км ледовой переправы через Анадырский лиман.

На праве оперативного управления автомобильные дороги общего пользования регионального значения закреплены за Государственным казенным учреждением Чукотского автономного округа «Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа».

По коэффициенту плотности автодорог Чукотка занимает одно из последних мест в России. Дорожное строительство затрудняют крайне низкая плотность населения и зима, продолжительность которой около 9 месяцев. Пересечь Чукотку на автотранспорте пока под силу только технике с высокой проходимостью.

В целях сохранности и развития сети автомобильных дорог разработана и реализуется подпрограмма «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог» Государственной программы «Развитие транспортной инфраструктуры Чукотского автономного округа на 2014 - 2022 годы», утвержденная Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 года № 405. 

Объём финансирования Подпрограммы составляет 39 578 690,5 тыс. рублей, из них:                                              - средства федерального бюджета – 4 450 842,7 тыс. рублей;                                                                           - средства окружного бюджета – 28 219 247,7 тыс. рублей;

- средства прочих внебюджетных источников – 6 908 600,1 тыс. рублей;

            Подпрограмма предусматривает выполнение следующих мероприятий:

- строительство автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них;

- реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них;

- строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них;

- капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, проектно-изыскательские работы и прочие работы, формирование резерва средств на предупредительные, аварийно-восстановительные и непредвиденные работы, возникшие вследствие непреодолимой силы (мероприятие будет осуществляться в рамках ведомственных целевых программ Государственного казенного учреждения Чукотского автономного округа "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа").

Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы являются:

 - прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения в результате строительства новых автомобильных дорог на 100 процентов по отношению к периоду 2003 - 2012 годов;

 - прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения в результате строительства новых автомобильных дорог на 100 процентов по отношению к периоду 2003 - 2012 годов;

- прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на 233,13 км;

- прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на 45,50 км;

- увеличение объема ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения в два раза по сравнению с периодом 2003 - 2012 годов;

обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального значения.

Кроме того, развитие внутренней транспортной сети региона будет обеспечиваться за счет строительства участков автомобильной дороги Омсукчан-Омолон-Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота  в целях создания необходимой транспортной инфраструктуры округа, что позволит снизить зависимость от сезонного завоза грузов и минимизировать бюджетные затраты.

В перспективе в рамках строительства вышеуказанной автомобильной дороги будет обеспечен выход на Магаданскую область и Республику Саха (Якутия), что позволяющий значительно снизить уровень транспортных издержек при перевозке грузов и пассажиров другими видами транспорта, повысить уровень инвестиционной привлекательности региона.


Координаты предприятий

Авиатранспорт

ГП ЧАО "ЧукотАВИА", вид деятельности: пассажирские и грузовые перевозки.
Почтовый адрес: 689503, Чукотский АО, п. Угольные Копи, ул. Портовая, 6-е.
Генеральный директор – Трояновский Томаш Брониславович
Тел: (42732) 2-75-69,
факс: (42732) 2-75-31,
e-mail: chavia@chukotka.ru

ФКП «Аэропорты Чукотки», вид деятельности: аэропортовая деятельность.

Почтовый адрес: 689503, Чукотский АО, п. Угольные Копи-6, аэровокзальный комплекс. Генеральный директор – Батыченко Сергей Викторович  

Тел.: (42732) 2-72-81, факс (42732) 2-72-91,
e-mail: fkp@apchukotki.ru

ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», вид деятельности: аэропортовая деятельность.

Почтовый адрес: 689503, Чукотский АО, п. Угольные Копи, ул. Портовая, д.6-з.

Директор – Дикий Олег Владимирович

Тел.: (42732) 2-77-77,

факс (42732) 2-77-77,
e-mail: office@apanadyr.ru.

Морские порты

ОАО "Анадырский морской порт", вид деятельности: перевозка грузов, пассажиров портовым флотом, погрузочно-разгрузочные работы, экспедиторское обслуживание.
Почтовый адрес: 689000, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Ленина, д.73.
Генеральный директор – Тюхтий Виктор Анатольевич
Тел: (42722) 2-62-31,
факс: 2-62-31,

e-mail: morport@chukotka.ru

Подразделения:

погрузо-перегрузочный комплекс «Морской порт Провидения», вид деятельности: услуги морского транспорта.

Почтовый адрес: 689251, Чукотский АО, п. Провидения, ул. Набережная Дежнева, 10
Тел: (42735) 2-21-35,
факс: 2-21-35;

погрузо-перегрузочный комплекс «Морской порт Беринговский», вид деятельности: погрузо-разгрузочные работы, перегрузка на рейде.

Почтовый адрес: 689101 Чукотский АО, п. Беринговский, ул. Набережная, 8.
Тел: (42733) 3-15-24,
факс: 3-11-32.

 

ОАО «"Морской ордена "Знак Почета" торговый порт Певек", вид деятельности: транспортная обработка грузов.
Почтовый адрес: 689400, Чукотский АО, г. Певек, ул. Полярная, 5.

Генеральный директор - Белинский Вадим Васильевич
Тел: (42737) 4-24-63,
факс: 4-25-51,

e-mail: wolna@chukotnet.ru

ОАО "Морской порт Эгвекинот", вид деятельности: погрузочные и разгрузочные работы.
Почтовый адрес: 689202 Чукотский АО, Иультинский р-н, п. Эгвекинот, ул. Портовая, д.1.
Генеральный директор – Подорожный Виктор Геннадьевич
Тел:/факс: (42734) 2-22-42
e-mail: OAOMPEgvekinot@mail.ru

Дорожные и автотранспортные предприятия

Государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа».
689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Тевлянто, д. 8
Титов Вадим Егорович – начальник учреждения,
тел./факс (42722) 6-45-73.


ООО «Чукотское дорожно-эксплуатационное управление».
689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Полярная, д. 22
Бибишев Александр Александрович – директор предприятия,
контактный телефон (42722) 2-49-94, факс (42722) 2-07-56

ООО «Иультинское дорожное ремонтно-строительное управление».
689202, Чукотский автономный округ, п. Эгвекинот, ул. Ленина, д. 18
Горелов Тимур Михайлович – генеральный директор предприятия;
контактный телефон (42724) 2-30-59, факс (42724) 2-30-60

ООО «Билибинское дорожное ремонтно-строительное управление».
689450, Чукотский автономный округ, г. Билибино, ул. Дорожников, д. 1
Ачаканов Геннадий Муслинович – генеральный  директор предприятия;
контактный телефон (42728) 2-63-04, факс (42728) 2-42-57

ООО  «Чаунское дорожное ремонтно-строительное управление»
689400, Чукотский автономный округ, г. Певек, ул. Обручева, д. 38
Солнцева Мария Николаевна – генеральный директор предприятия;
контактный телефон (42727) 4-30-22, факс (42727) 4-30-22

Муниципальное предприятие пассажирского автотранспорта (МППА) г. Анадырь

689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Отке, д. 57

Свиридов Александр Викторович – директор предприятия;

контактный телефон (42722) 2-25-32, факс (42722) 2-52-73


 


Размер шрифта A A A

Цветовая схема A A