Система образования

По состоянию на 1 июля 2015 года в Чукотском автономном округе функционирует 81 организация, осуществляющая образовательную деятельность, из них 77 образовательных организаций и 4 организации, осуществляющих обучение.

В число 77 образовательных организаций входят:

- 42 общеобразовательных организации;

- 14 дошкольных образовательных организаций;

- 4 профессиональных образовательных организации, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования,  в территориальную зону обслуживания которых входят два-три муниципальных района;

- 14 организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы (13 организаций в ведении Департамента образования, культуры и молодёжной политики Чукотского автономного округа и 1 организация в ведении Комитета по спорту и туризму Чукотского автономного округа);

- 3 образовательные организации дополнительного профессионального образования, реализующие дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации:

- Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации» (находится в ведении Департамента образования, культуры и молодёжной политики Чукотского автономного округа);

- Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Чукотского автономного округа» (находится в ведении Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа);

- Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Беркут».

В число 4 организаций, осуществляющих обучение по программам профессионального обучения - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программам переподготовки рабочих, программам повышения квалификации рабочих - входят:

- Некоммерческое Учреждение «Бизнес Центр Чукотки»;

- Закрытое акционерное общество «Чукотская горно-геологическая компания»;

- Общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Шахтер»;

- Открытое акционерное общество «Рудник Каральвеем».

 

В число 42 общеобразовательных организаций входят:

- 1 Государственное автономное общеобразовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский окружной профильный лицей»;

- 17 средних общеобразовательных школ, из них 8 со структурными подразделениями - дошкольные группы (детский сад), в том числе 3 школы-интерната (из них две школы-интерната с дошкольными отделениями);

- 14 основных общеобразовательных школ со структурными подразделениями - дошкольные группы (детский сад), в том числе 2 школы-интерната;

- 1 специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида поселка Эгвекинота»;

- 9 начальных школ со структурными подразделениями - дошкольные группы (детский сад).

64 образовательных организации являются бюджетными, 18 образовательных организаций являются автономными.

 

С 1 сентября 2011 года на территории Чукотского автономного округа функционирует Филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова». Особенностью филиала является то, что студенты обучаются по дневной форме обучения  за счет бюджетных средств. Первый набор студентов состоял из двух групп по специальностям «горное дело» и «электроэнергетика, электроснабжение». В 2015 году состоялся 1-й выпуск по специальности «электроэнергетика, электроснабжение» для предприятий Чукотского автономного округа.

 

Уровень обеспеченности детей в возрасте от двух до семи лет местами в дошкольных образовательных организациях Чукотского автономного округа составляет 100% от числа детей, нуждающихся в местах в дошкольных образовательных организациях.

Количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году составляло 7 191.

Количество обучающихся в профессиональных образовательных организациях в 2014-2015 учебном году составляло 1001.

В 28 школах Чукотского автономного округа 1 616 учащихся изучают чукотский язык, в 2 школах 106 учащихся изучают эвенский язык, в 3 школах 57 учащихся изучают эскимосский язык. Всего учащихся, изучающих языки коренных народов Крайнего Севера - 1 779 человек.

С 1 января 2008 система образования Чукотского автономного округа перешла на управление образованием на основе создания Чукотского (надмуниципального) образовательного округа, нормативное подушевое финансирование и региональную систему оплаты труда, ориентированную на конечный результат образовательного и воспитательного процессов, повышение доходов работников образовательных организаций.

Перемены в системе образования Чукотского автономного округа начались с масштабного строительства и ремонта учреждений образования:

2002 год – заново построено и реконструировано: школа, детский сад с. Анюйск, Билибинский район, школа и детский сад с. Уэлькаль, Иультинский район, окружной детский дом (I корпус), г. Анадырь, интернат с. Усть-Белая, Анадырский район.

2003 год – заново построено, капитально отремонтировано и реконструировано: Чукотский многопрофильный колледж г. Анадырь (6 корпусов), школа – интернат в с. Амгуэма, Иультинский район, детский сад «Олененок», с. Тавайваам, детский сад «Парус»; окружной детский дом (II корпус - фасад и крыша).

2004 год – заново построено, капитально отремонтировано и реконструировано: спортивный зал в с. Островное, Билибинский район; центр образования с. Канчалан, Анадырский район; центр образования с. Мейныпильгино, Беринговский район; центр образования с. Сиреники, Провиденский район, школа с интернатом в с. Рыркайпий, Шмидтовский район, детский сад с. Амгуэма, детский сад с. Конергино, Иультинский район, детский сад с. Лаврентия, Чукотский район, начальная школа, ПУ №3 (ул. Беринга 7), ЧИРОиПК (Беринга 5) г. Анадырь; коррекционная школа п. Озерный, Иультинский район.

2005 год – заново построено, капитально отремонтировано и реконструировано: школа с интернатом в с. Марково, Анадырский район., центр образования п. Угольные Копи, Анадырский район, центр образования с. Хатырка, Беринговский район, детский сад «Радуга» п. Беринговский, средняя школа-интернат с. Уэлен, детский сад с. Нешкан, центр образования с. Лаврентия Чукотский район, ДЮСШ п. Провидения, детский сад «Льдинка» с.Рыркайпий, Шмидтовский район, средняя школа №1 г. Анадырь.

2006 год – заново построено, капитально отремонтировано и реконструировано: детский сад «Сказка» в г. Анадыря, центр образования с. Энмелен, Провиденский район; спортивный зал с. Рыткучи, Чаунский район, детский сад «Ладушки» г. Анадыря, центр образования п. Беринговский, детский сад с. Лорино Чукотский район, начальная школа -детский сад с. Биллингс, Шмидтовский район, детский сад «Сказка» г. Билибино.

2007 год – заново построено, капитально отремонтировано и реконструировано 4 объекта образования: школа–детский сад с. Янракыннота, Провиденский район, центр образования с. Ваеги, Анадырский район, центр образования с. Нунлинграна, Провиденский район, окружной детский дом (I корпус).

2008 год – заново построено, капитально отремонтировано и реконструировано 7 объектов образования: начальная школа–детский сад с. Инчоуна, начальная школа–детский сад с. Энурмино, детский сад с. Лаврентия, Чукотский район, средняя школа п. Эгвекинота, Иультинский район; центр образования г. Певека, Чаунский район, 2 корпуса Чукотского многопрофильного колледжа, г. Анадырь.

2009 год – заново построено, капитально отремонтировано и реконструировано 4 объекта образования: средняя школа села Новое Чаплино, средняя школа–интернат п. Провидения, Провиденский район, окружной детский дом (2 корпус), здание интерната центра образования с. Лаврентия, Чукотский район.

2010 год – частично отремонтированы школы в п. Провидения и с. Лаврентия. Ведется строительство комплекса (школа-интернат-детский сад) в с. Омолон, в прошедшем году начато проектирование и строительство детского сада с. Уэлен. Проведены крупные ремонтные работы в учреждениях начального профессионального образования и детских садах поселков Эгвекинот и Провидения, в школе города Билибино, в школах сел Кепервеем и Усть-Белая, заложено свайное поле детского сада в селе Уэлен Чукотского района.

Таким образом, за период с 2001 года по настоящее время из 115 зданий и сооружений семидесяти двух образовательных учреждений округа капитально отремонтировано, реконструировано и заново построено 61 (81%), что позволило существенно улучшить условия для предоставления качественных образовательных услуг и внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий в системе образования Чукотского автономного округа.

2011 год – закончено проведение частичного капитального ремонта в школе с. Лаврентия. Продолжается строительство комплекса (школа-интернат-детский сад) в с. Омолон и строительство детского сада с. Уэлен. Проведены крупные ремонтные работы в учреждениях начального профессионального образования поселков Эгвекинот и Провидения, в школе села Усть-Белая.

2012 год – завершен капитальный ремонт школы в селе Усть – Белая Анадырского муниципального района, закончен капитальный ремонт детского сада «Ладушки» в г. Анадырь, проведены капитальные ремонтные работы во всех учреждениях профессионального образования округа. Построено и введено в эксплуатацию здание детского сада в селе Уэлен. Находится на завершающем этапе строительство школы-интерната в селе Омолон.

2013 год – завершено строительство школы-интерната основного общего образования в селе Омолон Билибинского района. Проведен первый этап ремонта школы с. Рыткучи Чаунского района и школы с. Конергино Иультинского района.

2014 год – закончен второй этап ремонта школы с. Рыткучи и Конергино. Проведен 1 этап ремонта школы с. Нешкан. Завершен 2 этап реконструкции здания интерната под дошкольное отделение в с. Ваеги. В рамках реализации мероприятий модернизации региональных систем дошкольного образования в Чукотском автономном округе проведены следующие работы - выполнен капитальный ремонт в д/с «Сказка» г. Билибино; выполнен капитальный ремонт д/с «Золотой ключик» г. Певек; выполнен капитальный ремонт д/с «Ручеек» с. Рыткучи; выполнен текущий ремонт группе дошкольного образования с. Нунлигран. 

Таким образом, за период с 2001 года по настоящее время из 105 зданий и сооружений семидесяти шести образовательных учреждений округа капитально отремонтировано, реконструировано и заново построено 89 (84,7% от общего количества образовательных учреждений), что позволило существенно улучшить условия для предоставления качественных образовательных услуг в системе образования Чукотского автономного округа.

2015 год – запланировано завершение реконструкции и капитального ремонта детского сада в селе Ваеги Анадырского муниципального района и проведение текущего ремонта школы в селе Лорино Чукотского муниципального района.

Также в 8 (базовых) общеобразовательных организациях планируется создание для детей-инвалидов универсальной безбарьерной среды для получения инклюзивного образования: оснащение общеобразовательных организаций специальным оборудованием, позволяющим сделать обучение в школе доступным для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.

Кроме того, в 2015 году запланированы работы по ремонту и реконструкции спортивных залов трех сельских школ в селах Амгуэма, Лорино, Нунлигран.

 

Инновационная деятельность реализовывалась по следующим направлениям:

- выходной и входной контроль состояния системы общего образования (ЕГЭ, преемственность дошкольного и начального образования), а также на развитии профильного обучения как средства «расширения возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий»;

- профильное обучение;

- создание и апробация собственных элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки;

- проведение итоговой аттестации в форме ЕГЭ;

- переход на проведение в независимой форме государственной итоговой аттестации выпускников за курс основного общего образования;

- организация развивающих смен для учащихся 8 – 10 классов в летний период на территории Чукотки на базе Чукотского многопрофильного колледжа, Чукотского окружного профильного лицея и специальных интеллектуальных выездных смен «Умники и умницы», образовательных форумов;

- развитие системы дистанционных олимпиад по общеобразовательным предметам для обучающихся 5-8 классов, предметам национально-регионального компонента (родные языки);

- широкое внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и в процесс управления образованием;

- развитие дистанционного обучения с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатного качественного общего образования независимо от места их жительства;

- внедрение в практику работы общеобразовательных организаций информационных систем ведения в электронном виде журналов успеваемости и дневников обучающихся.

- развитие самостоятельности общеобразовательных организаций в части перехода на электронный документооборот (электронные системы управления): электронные журналы и дневники, некоторые образовательные услуги в электронном виде (запись в школу, ответы на обращения и др.);

- организация профессионального образования непосредственно в селах в соответствии с запросом органов местного самоуправления на качественно новом уровне;

- проведение конкурсов профессионального мастерства для обучающихся на уровне профессиональных образовательных организаций и окружного конкурса «Город Мастеров»;

- создание на базе профессиональных образовательных организаций многофункциональных центров прикладных квалификаций и центров содействия трудоустройству выпускников;

- переход на эффективный контракт с руководителями и работниками образовательных организаций разных типов и видов;

- проведение региональных конкурсов в рамках ПНПО: Региональный конкурс учителей начальных классов; Региональный конкурс образовательных организаций, эффективно реализующих педагогические технологии по программам дошкольного образования; Региональный конкурс образовательных учреждений, эффективно внедряющих информационные технологии в учебный процесс; Региональный конкурс лучших воспитателей муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Чукотского автономного округа; Региональный конкурс программ внеурочной деятельности общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа; Региональный конкурс воспитательных систем и другие.

Энергично развиваются и поддерживаются органами государственной власти и местного самоуправления детские и молодежные общественные организации, органы ученического и студенческого самоуправления, волонтерское движение.

 

Ведется работа по созданию и совершенствованию объективной и независимой системы оценки качества предоставления образовательных услуг. Государственная итоговая аттестация выпускников, освоивших программы основного общего образования и среднего общего образования проводится в формах, обеспечивающих максимальную независимость от производителей образовательных услуг (педагогических коллективов образовательных организаций), что позволяет объективно оценивать качество предоставления образовательных услуг.

С 2008 года в округе ведется работа по построению региональной системы оценки качества образования, включая начальное общее образование.

На базе 40 общеобразовательных организаций округа созданы пункты проведения мониторинга. Ежегодно проводятся мониторинговые исследования качества знаний обучающихся I классов общеобразовательных учреждений по русскому языку, математике и чтению, в IV, VIII и X классах – по русскому языку и математике.

Ежегодно в мае проводятся мониторинговые исследования качества полученных знаний обучающихся первых классов по трём общеобразовательным предметам: русский язык, математика и чтение.

С 2011 года в школах округа началась работа по введению нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В 2014 году удельный вес численности учащихся организаций общего образования, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования составил 100%, по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (опережающее внедрение) составил – 13,9%. Доля педагогических работников общего образования обучившихся по программам, обеспечивающим реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, составила 92% от общего количества педагогических работников.

Все дошкольные образовательные организации приняли участие в федеральном мониторинге условий реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).