Чукотский автономный округ

Родной язык

В условиях стремительной деэтнизации коренного населения Чукотки сохранение национальных языков становится первоочередной задачей образования национального округа.

На сегодняшний день в 28 школах Чукотского автономного округа 1 616 учащихся изучают чукотский язык, в 2 школах 106 учащихся изучают эвенский язык, в 3 школах 57 учащихся изучают эскимосский язык. Всего учащихся, изучающих языки коренных народов Крайнего Севера - 1 779 человек. На Чукотке работают 68 учителей «родного языка».

Для подготовки специалистов в области родного языка на базе педагогического отделения Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» с 2015 года возобновляется обучение по специальности «Преподавание в начальных классах (с обучением родному языку и литературе)».

С целью организации и осуществления методического сопровождения, контроля проверки качества обучения, а также внедрения эффективного педагогического опыта в области преподавания родных языков и предметов, отражающих региональную специфику, при Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации» создан отдел этнопедагогических технологий.

Для повышения квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников, осуществляющего преподавание родных языков и предметов, отражающих этнорегиональную специфику, реализуются в формате курсов повышения квалификации следующие программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации): «Содержание учебно-методической деятельности педагогов родного языка и предметов, отражающих региональную специфику, в условиях перехода к новым стандартам»; «Особенности фольклора и хореографии народов Чукотки»; «Современные подходы к преподаванию родных языков в условиях введения ФГОС нового поколения».

Ведется мониторинг качества обучения учащихся 4-х, 6-х, 8-х, 9-х классов по родным языкам, банк аудиозаписей на родных языках для проведения аудирования в период подготовки к государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов. В список предметов государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших основную общеобразовательную программу (9 классов), включен экзамен на знание родного языка.

Сохранению национально-этнических приоритетов в воспитании и обучении школьников в Чукотском автономном округе, формированию этнического самосознания учащихся способствует проведение региональной дистанционной олимпиады по родным языкам, получившая в 2012 г. статус Губернаторской, регионального конкурса воспитательных систем образовательных учреждений Чукотского АО, Окружного фестиваля «Керековские чтения», открытого Конкурса литераторов на соискание литературной премии им. Ю.С. Рытхэу. Издаются методические, учебно-методические материалы для преподавания предметов, отражающих этнорегиональную специфику, художественная литература на родных языках: «Лымңылтэ. Сборник сказок на чукотском языке»; «Чукотка – теплая земля. Сборник рассказов»; «Нэнукэр, гомкэр-дэ», сборник загадок и пословиц  на эвенском и русском языках У.В. Канюковой и другие. Функционирует печатный орган – газета «Повод» с методическими приложениями «Родной язык, «НРК: Наследие. Развитие. Культура», «Чудо», которые бесплатно распространяются среди педагогов Чукотского автономного округа.

Осуществляется взаимодействие с учреждениями и научными организациями, заинтересованными в сохранении, развитии, укреплении и поддержке северных  языков (чукотского, эскимосского, эвенского) языков и предметов, отражающих этнорегиональную специфику: с Лабораторией комплексного исследования Чукотки СВКНИИ ДВО РАН по разработке и подготовке к изданию учебно-методических пособий для педагогов-технологов, преподающих основы морзверобойного промысла.

Осуществлено участие в общероссийском проекте по переводу текста пролога «Лукоморье» к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» на языки народов Российской Федерации, подготовлены электронные носители с мульфильмом «Лукоморье» на чукотском и эскимосском языках и иллюстрированная книга.

Специалистами Чукотского института развития образования и повышения квалификации» разработан учебно-методический комплект для обучения чукотскому языку в 1 классе «Етти, тумгыкей!-1» (книга для учащихся, рабочая тетрадь, звуковое пособие, книга для учителя, образовательная программа). С 1 сентября 2015 годя по 25 мая 2016 года запланирована апробация учебно-методического комплекта на трех экспериментальных площадках - МБОУ «СОШ с. Лорино», МБОУ «Ш-И ООО с. Нунлигран», МБОУ «ЦО с.Амгуэмы», а также 2 внешние экспертизы  (педагогическая и лингвистическая) в экспертных советах высших профессиональных образовательных организаций Российской Федерации.

 С 2003 г. выходит трехязычное издание «Родной язык». Составлено и издано учебно-методическое пособие по музыкальному воспитанию дошкольников с использованием чукотского фольклора «Ярак*ай» (детские песни на чукотском языке). Изданы «Русско-чукотско-эскимосско-эвенский разговорник», «Развитие речи в начальной школе с использованием краеведческого и природоведческого материала», книга «Кита, мынувичвэт», выпускается репертуарно-методический сборник «Айвэрэттэ» («Вечёрки»), проводятся регулярные фольклорно-этнографические экспедиции, реализуется проект «Подготовка и издание чукотско-французско-англо-русского словаря» региональной общественной организации любителей Чукотского языка Чукотского автономного округа «Родное слово».

Размер шрифта A A A

Цветовая схема A A