Чукотский автономный округ

Религия

Религиозные представления чукчей основываются на общей для всех палеоазиатских народов фундаментальной модели мироздания, подразумевающей деление на верхний, средний и нижний миры. Верхний и нижний миры, в свою очередь, разделены ещё на пять, семь или девять миров (слоев). Одновременно бытует представление о неопределённой множественности миров; живущие в одном мире умирают при переходе в другой.  А в разных частях неба обитают определённые категории мертвецов. Несколько иначе мир представляется эвенам: у них в «верхнем мире» живут Бог и ангелы (влияние христианства), а в нижнем — умершие люди. Причем, обитатели нижнего мира ни в чем не испытывают недостатка: там много оленей, богатая охота, а рыбу не ловят — «бедных там нет».

Верхний мир («облачная земля») населён «верхним народом» (чукот. гыргоррамкын) или «народом рассвета» (тнаргы-рамкын). У чукчей к числу верхних существ (чукот. Ваыргын) относятся творец, рассвет, зенит, полдень, Полярная звезда. Полярная звезда - это кол, к которому, как олени, привязаны другие звёзды. Звёзды и созвездия часто представляются людьми. Например, Арктур - предводитель звёзд, Алтаир-Тараред из созвездия Орла - одно существо (Пегитген), которое раньше было родоначальником племени, Орион (Руль-тегнын) - горбатый стрелок из лука, а созвездие Льва - его жена и т. д. Солнце - богатый ездок на белых оленях, луна - солнце злых духов.

Представления о верховном божестве — творце мира — довольно смутны и не играют заметной роли. Иногда небесное божество отождествляется (у чукчей) с «оленьим существом» (коравагыргын), которое следит за стадом и ассоциируется с определённым амулетом. Писвусъын,  хозяин зверей, в первую очередь диких оленей,  разъезжает на коршунах или мышах, сам ассоциируется с птицами или мышами, питается запахом. Прибрежные чукчи считают, что его власть распространяется и на морских зверей.

К «существам» причисляются также мухоморы, считающиеся особым «племенем». Мухоморы, как неотъемлемая часть шаманского ритуала, играют большую роль в мифологии всех палеоазиатов (о мухоморных девушках, соблазняющих и уводящих охотников, рассказывается, например, в ительменских сказках, антропоморфные фигуры с грибными шляпками сохранились на наскальных изображениях в районе рек Пегтымель, Чукотка).

Для всех народов Чукотки характерно представление о бессмертии души и реинкарнации — возвращении души к людям в облике новорожденного младенца. Подобные представления вызвали не только весьма спокойное отношение к смерти, но и существование устойчивого института добровольного ухода из жизни. У эскимосов, чукчей и коряков человек, будучи больным, старым, немощным или желая умереть от горя, бедности и других причин, просил родственников либо друзей убить его копьем, ножом или задушить ремнем — считалось, что такую просьбу нельзя не исполнить.

Погребальные обряды у народов Чукотки были различны. Эскимосы и приморские чукчи оставляли покойников в тундре, южные чукчи и кереки — сжигали на костре, коряки хоронили в неглубокой могиле или в море, эвены до принятия христианства ставили деревянный гроб с умершим на высокий помост или подвешивали ремнями на ветвях деревьев (вплоть до последнего времени так хоронили умерших во младенчестве детей).

Для защиты от злых духов существовали различные амулеты и домашние охранители. Амулетами служили фигурки животных, части тела животных и птиц — кусочки кости и меха, когти, клювы. Функции охранителя выполняла также татуировка на лице. В качестве домашнего охранителя почти в каждом жилище имелся шаманский бубен с колотушкой.

Профессионального шаманства на Чукотке не было: чтобы стать шаманом, достаточно было себя таковым объявить. При этом шаман должен был вести хозяйство наряду со всеми членами общества, вознаграждение за совершение обрядового действа не могло доставлять средств к существованию. Люди, в той или иной мере обладающие шаманским даром, были в каждой семье. Однако искусные шаманы пользовались славой и популярностью.

Основными занятиями шаманов были лечение больных и предсказание будущего. Также они находили потерявшихся в тундре людей и оленей, устанавливали погоду, призывали зверей к охотникам.

Шаманские заклинания обычно кратки и содержат призыв духа-помощника и обращение к нему с просьбой о благодеяниях. Общение с духами происходит посредством чревовещания. Непременный атрибут — бубен с колотушкой. Шаманами могли быть как мужчины, так и женщины, но особенно сильными у чукчей считались шаманы «превращенного пола», т.е. мужчины, выступавшие в роли хозяек, и женщины, перенимавшие одежду, занятия и привычки мужчин. В 30-40 годы шаманство, неправомерно отождествленное с институтом профессиональных служителей культа, подвергалось  преследованию со стороны властей.

Своеобразие мировоззрения  коренных обитателей Чукотки связано с уникальными навыками сосуществования  с окружающей средой. Здесь человек никогда не стоял над природой, не стремился ею овладевать и управлять, а старался неспешно и гармонично жить как ее неотъемлемая часть. Отчаяние, цинизм и тоска не свойственны психологии арктических народов. И, может быть, именно поэтому они тысячелетиями успешно справляются с теми естественными трудностями, которые не под силу преодолеть ни одному из «цивилизованных» народов.

Размер шрифта A A A

Цветовая схема A A