ПРИЕМНАЯ АППАРАТА ГУБЕРНАТОРА И
ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧУКОТСКОГО АО:
Телефон: (42722) 6-90-31 Факс: 2-29-19
эл. почта: admin87chao@chukotka-gov.ru
Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев выступил на заседании Государственной Думы в рамках «правительственного часа», посвященного социально-экономическому и инфраструктурному развитию Арктической зоны Российской Федерации. В своем докладе он подчеркнул, что Арктика, определенная Президентом России Владимиром Путиным как геостратегическая территория, играет ключевую роль не только для России, но и для всего мира.
«Мы уже говорили о богатейших запасах полезных ископаемых Арктики, о Северном морском пути, военно-стратегическом потенциале. Сегодня в День полярника мы обязаны вспомнить тех людей, благодаря которым Арктика была открыта для России, и Россия приросла арктическими территориями. На протяжении более 500 лет Россия – ведущая мировая арктическая держава. Российские исследователи и первопроходцы – от Дмитрия Герасимова и Семена Челюскина до Ивана Папанина и Артура Чилингарова обеспечили освоение и развитие Арктики» – начал свой доклад Юрий Трутнев.
Вице-премьер также отметил, что сегодня в Арктической зоне Российской Федерации реализуются сложные добычные проекты, строятся высокотехнологичные предприятия, заводы по производству сжиженного природного газа, создаются современные научные станции, закладываются на верфях новые атомные ледоколы, строятся плавучие атомные станции и все эти процессы являются результатом труда людей, которые живут на этой территории.
Стоит отметить, в Чукотском автономном округе уже работает единственная действующая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». Кроме того, по соглашению с Госкорпорацией «РосАтом», благодаря заявленному Президентом РФ Владимиром Путиным курсу на чистую Арктику, в регионе поэтапно появятся ещё четыре модернизированных плавучих энергоблока с мощностью по 106 МВт каждый.
Отдельным пунктом Юрий Трутнев подчеркнул, что основой развития территории стала работа Правительства России по привлечению инвестиций. В Арктике создана крупнейшая в мире особая экономическая зона, учитывающая опыт преференциальных режимов Дальнего Востока. На сегодняшний день здесь реализуется более тысячи инвестиционных проектов на сумму свыше 2 трлн рублей, из которых 800 млрд уже вложено в экономику. Благодаря этому в АЗДФ запущены в работу 293 новых предприятия.
«Считаю очень важным то, что начали расти доходы субъектов Российской Федерации. Это как раз те деньги, которые можно расходовать на медицину, дороги, школы и остальные нужды людей. Общий объем поступления доходов в консолидированные бюджеты субъектов Арктической зоны Российской Федерации вырос почти на 70 %», – добавил полпред ДФО.
Отметим, Чукотский автономный округ также демонстрирует устойчивый рост собственных доходов бюджета. За последние пять лет, с 2020 по 2024 года, их объем увеличился на 36%, с 25 млрд достигнув 34 млрд рублей. Эта положительная динамика позволяет региону увеличивать финансирование важных социальных программ и инфраструктурных проектов, что особенно важно для арктических территорий с их суровыми климатическими условиями и сложной транспортной логистикой.
За последние пять лет, в рамках реализации национальных проектов и единой президентской субсидии, в Арктике построено более 60 медицинских учреждений, 48 школ и детских садов, 17 спортивных центров. В Мурманске и Архангельске появятся новые университетские кампусы. Введено 3,4 млн кв. метров жилья, что улучшило условия для 57 тысяч семей. Программы льготной арктической ипотеки и «арктического гектара» также способствовали повышению качества жизни населения.
По словам Юрия Трутнева, ключевым элементом развития Арктики остается Северный Морской Путь. Так, утвержденный Правительством России План развития СМП до 2035 года включает строительство 10 ледоколов, 14 морских портов и терминалов, 3 железнодорожных магистралей и десятков других инфраструктурных объектов. Это создает условия для работы в регионе крупных компаний, таких как «НОВАТЭК», «Газпром», «Норникель» и «Лукойл», чьи налоговые отчисления к 2035 году составят порядка 13 трлн рублей.
Кроме того, новым вектором развития АЗРФ стала реализация мастер-планов 16 опорных населенных пунктов территории. Мастер-планы предусматривают создание и модернизацию более 600 объектов инфраструктуры общей стоимостью 3,7 трлн рублей.
Часть финансирования уже заложена в национальные проекты, однако, как отметил вице-премьер, этих средств пока недостаточно: «С одной стороны, никогда деньги не приходили в Арктику в таком объеме. С другой, относясь к тем планам, которые мы должны реализовать, их не хватит. В этом отношении хочу подчеркнуть, что мы два дня назад получили от некоторых министерств письма о том, что по их сфере ответственности они эти средства предусмотреть не могут», – добавил Юрий Трутнев, подчеркнув, что несмотря на возражения министерств, Правительство намерено добиваться полного выполнения поручений Президента РФ.
В завершение выступления он выразил уверенность в том, что, несмотря на масштаб задач, совместными усилиями удастся обеспечить устойчивое развитие Арктики и Дальнего Востока, укрепляя позиции России как ведущей арктической державы.
Немногим позднее полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев и Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков провели брифинг для представителей средств массовой информации по итогам заседания Государственной Думы, посвященного развитию Арктической зоны.
Заместитель Председателя Правительства РФ отметил, что подведение результатов работы всегда предполагает двойственную оценку: «Как в старой басне, стакан наполовину полон или наполовину пуст. Когда подводишь результаты работы, а мы подводили результаты работы министерства за несколько лет, то первый вопрос, который я себе задаю, связан с тем, правильный ли путь выбран и как мы двигаемся. Сразу отвечу – правильный. Невозможно развивать территорию, основываясь на том, сколько денег дадут из федерального бюджета, их надо заработать. Сотни миллиардов новых инвестиций, сотни новых предприятий, увеличение почти двукратное бюджета Арктической зоны Российской Федерации – это говорит о том, что экономика Арктики растет, и ее рост создает условия для улучшения жизни людей».
Юрий Трутнев подчеркнул важность критического подхода к оценке работы, заявив что не менее важно находить в себе мужество признавать, что пока не удалось. Например, с некоторыми предложениями о переселении полпред ДФО не согласен и считает, что органы власти должны создавать условия для жизни в Арктике, а не стимулировать отток населения. Он также обратил внимание на необходимость постоянного улучшения качества жизни северян, что остается приоритетной задачей Правительства.
Отвечая на вопросы об изменении климата, вице-премьер констатировал: «Мировое сотрудничество в этой сфере сегодня разрушено. Россия добросовестно выполняет свои обязательства, но решать глобальные проблемы в одиночку невозможно. Надеюсь, мировое сообщество осознает нашу общую ответственность за планету».
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подробно остановился на мерах по адаптации к изменениям климата. Он сообщил, что на 5 млн квадратных киллометрах Минпророды РФ уже создается система мониторинга мерзлоты из 140 станций. Формируется реестр лучших практик жизни на Севере, включая технологии работы с вечной мерзлотой, которые успешно применяют бизнес и крупнейшие промышленные предприятия, например, при строительстве гозо – и нефтепроводов, портов и тд. До конца года будет готов комплексный план адаптации. Он отметил межведомственный характер этой работы, объединяющей усилия нескольких министерств и арктических регионов.
Отвечая на заключительный вопрос журналистов о судоходстве по Северному морскому пути, Юрий Трутнев обозначил ключевую проблему, которая заключается в дефиците специализированных судов, особенно грузовых: «Сегодня около 50 грузовых судов не обеспечены строительной мощностью. Этот вопрос требует совместного решения с Минпромторгом» – заключил вице-премьер. Этот вызов особенно актуален на фоне амбициозных планов России по развитию СМП и увеличения грузопотока по арктической магистрали.