ПРИЕМНАЯ АППАРАТА ГУБЕРНАТОРА И
ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧУКОТСКОГО АО:
Телефон: (42722) 6-90-31 Факс: 2-29-19
эл. почта: admin87chao@chukotka-gov.ru
Заседание Совета Морской коллегии Российской Федерации по защите национальных интересов России в Арктике провели помощник Президента России Николай Патрушев и Заместитель Председателя Правительства России – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Обсуждались вопросы безопасности судоходства в акватории Северного морского пути.
«Для нашей страны арктический регион всегда имел особое экономическое, научное, культурное и политическое значение. Рациональное освоение природных ресурсов Арктики, инфраструктурное развитие региона, превращение Северного морского пути в безопасную круглогодичную и конкурентоспособную национальную транспортную коммуникацию – вот ключевые приоритеты национальной морской политики», – открыл совещание Николай Патрушев.
Особое внимание было уделено развитию Северного морского пути, как стратегической транспортной артерии, от которой напрямую зависит жизнеобеспечение Чукотки.
«Северный морской путь формирует стратегическое превосходство Российской Федерации. Он не только связывает Азиатско-Тихоокеанский регион с Европейской частью континента, но и обеспечивает важные решения для безопасности нашей страны. Действия Правительства Российской Федерации, всех органов власти и структур экономики определены Президентом России в Основах государственной политики России в Арктике и Стратегии развития Арктической Зоны Российской Федерации. В соответствии с поручением Президента России разработан и реализуется План развития Северного морского пути до 2035 года. Именно анализ исполнения данного плана является основной целью нашего сегодняшнего совещания», – сказал Юрий Трутнев.
Для Чукотки, чья жизнедеятельность полностью зависит от своевременного северного завоза, реализация плана развития СМП до 2035 года имеет особое значение. В 2025 году на территории округа запущен пилотный проект, по которому завоз всех объемов нефтепродуктов и основного объема продовольствия осуществляется Единым морским оператором - АО «Росатом Арктика» по принципу «одного окна».
В текущую навигацию, которая продлится до 1 ноября, Чукотский автономный округ получит объемы грузов: 170 тыс. тонн нефтепродуктов, 210 тыс. тонн угля и 22 тыс. тонн продовольственных и непродовольственных товаров и 380 тысяч тонн генеральных грузов. Это гарантирует устойчивое тепло- и энергоснабжение всех населенных пунктов округа.
Как отмечено на заседании Совета, для развития транспортного коридора необходимо простроить три арктических аварийно-спасательных центра – в Сабетте, Тикси и Диксоне, где будут дежурить специалисты МЧС России и ФМБА; обеспечить строительство при них причальной и аэродромной инфраструктуры в непосредственной близости от данных центров; оснастить центры 9 вертолетами. Для обеспечения связи и контроля за ледовой обстановкой нужно вывести на орбиту 4 спутника связи, 4 спутника гидрометеорологического мониторинга и 4 спутника радиолокационного наблюдения. Для обеспечения безопасности СМП необходимо ввести не менее 42 судов аварийно-спасательного флота, дооборудовать атомные ледоколы средствами несения аварийно-спасательной готовности, а также построить еще одно судно гидрографического флота.
«У каждой из этих задач есть сроки реализации и ответственные федеральные органы исполнительной власти. Соответственно эти действия должны быть осуществлены. В случае если это по каким-то причинам не происходит, и это оказывает влияние на реализацию стратегических задач нашей страны, надо искать причины, искать, где разрывается цепь, и, может быть, просто находить других людей, которые в состоянии эту работу осуществить», – подчеркнул Юрий Трутнев.
Стоит отметить, что развитие аварийно-спасательной инфраструктуры СМП, включая создание арктических спасательных центров и развертывание спутниковой группировки, напрямую повысит безопасность и надежность северных поставок в самый отдаленный регион России. Успешная реализация пилотного проекта на Чукотке станет моделью для организации работы единого морского оператора на всех арктических территориях с 2026 года, укрепляя позиции округа, как важного узла в развитии Северного морского пути.
Отдельный акцент участниками совещания был сделан на межведомственном взаимодействии в области обеспечения безопасности мореплавания. Поставлены задачи, направленные на обеспечение безопасности судоходства в акваториях Трансарктического транспортного коридора, включая акватории Северного морского пути.
Заслушаны доклады заместителя министра транспорта России Александра Пошивая, руководителя Росгидромета Игоря Шумакова, директора дирекции Северного морского пути Росатома Вячеслава Рукши, представителей МЧС России, Росморречфлота, ФМБА и организаций, обеспечивающих аварийно-спасательные работы.