Top.Mail.Ru
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

ПРИЕМНАЯ АППАРАТА ГУБЕРНАТОРА И 

ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧУКОТСКОГО АО:

Телефон: (42722) 6-90-31 Факс: 2-29-19

📧 e-mail: admin87chao@chukotka-gov.ru

ПРЕСС-СЛУЖБА:

☎ Телефон(42722) 6-90-15

📧 e-mailpressoffice@chukotka-gov.ru

В Совете Федерации рассмотрели «дорожную карту» по привлечению частных инвестиций в развитие распределенной генерации на Дальнем Востоке и в Арктике

29 марта 2022

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) приняла участие в совещании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации ФС РФ.

В Совете Федерации рассмотрели «дорожную карту» по привлечению частных инвестиций в развитие распределенной генерации на Дальнем Востоке и в Арктике

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) приняла участие в совещании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации ФС РФ.

На совещании, в котором приняли участие руководители федеральных и региональных ведомств, энергетических компаний и научных организаций, обсудили актуальные вопросы развития энергетики в Арктической зоне Российской Федерации. Одной из ключевых тем обсуждения стала реализация дорожной карты по привлечению инвестиций в развитие распределённой генерации в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики.

Открывая мероприятие, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков отметил, что задача гарантированного обеспечения потребителей доступной энергией за счёт развития распределённой генерации в удалённых и изолированных районах является особенно актуальной для Арктической зоны Российской Федерации.

По его мнению, локальная энергетика несет важнейшую государственную функцию по обеспечению социально-экономического развития изолированных территорий. Наличие надёжного, экономичного и экологичного источника энергии создает условия для ведения эффективной хозяйственной деятельности и комфортного проживания местного населения вдали от централизованной энергетической инфраструктуры. Причем реализация таких проектов требует привлечения значительных инвестиций, которые не могут быть обеспечены только на региональном уровне. В силу масштабов территории Арктики и стратегических задач по её развитию целесообразно обеспечить адресную федеральную поддержку отрасли распределённой генерации.

«Несмотря на поставленную цель в отраслевых и макрорегиональных документах стратегического планирования, включая отдельный План модернизации неэффективной дизельной, мазутной и угольной генерации в изолированных и труднодоступных территориях, реализация инвестиционных проектов осуществляется крайне медленными темпами в рамках действующих тарифных источников. В связи с этим совершенно очевидно, что для ускорения модернизации объектов локальной генерации на территории Арктической зоны не обойтись без привлечения частных инвестиций. Мы знаем, что в настоящее время Минвостокразвития России совместно с КРДВ ведет системную работу в этом направлении, и со своей стороны готовы оказывать необходимую поддержку», - заявил Анатолий Широков.

Основные положения дорожной карты по привлечению частных инвестиций в развитие распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики в ходе своего выступления осветил руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Максим Губанов.

Он рассказал, что ключевыми направлениями развития распределенной генерации в макрорегионе является обеспечение гарантированного энергоснабжения существующих населенных пунктов и новых предприятий горнодобывающей промышленности, которые на долгосрочную перспективу не планируется присоединить к централизованной энергетической инфраструктуре. Для реализации первого направления целесообразно рассматривать объекты локального электроснабжения в качестве объектов жилищно-коммунального хозяйства и привлекать инвесторов на основе договора купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, которые включают в себя условия энергосервисного договора (интегрированного энергетического контракта). Для реализации второго направления рационально использование двустороннего договора купли-продажи электрической энергии (мощности) на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами. Оба указанных инструмента возврата инвестиций предусмотрены федеральным законодательством. Однако до настоящего времени они не получили широкого использования в силу отсутствия механизмов государственной поддержки, которые целесообразно реализовать на базе действующего отраслевого института развития ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и макрорегионального в лице КРДВ.

«На наш взгляд, для развития распределенной генерации в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока, Арктики и других территорий в зоне децентрализованного электроснабжения необходимо системное внимание отраслевых органов власти к этому вопросу при разработке программ энергоснабжения и повышения энергетической эффективности муниципальных образований. Это станет основой для разработки эффективных технических решений, обеспечения гарантий реализации инвестиционных проектов, обоснованного тарифного регулирования и максимального использования потенциала распределенной генерации в качестве рационального инструмента электрификации неосвоенных территорий», - подчеркнул Максим Губанов.

Об особенностях реализации инвестиционных проектов по модернизации неэффективной дизельной генерации на основе внедрения автоматизированных гибридных энергетических комплексов (АГЭК) рассказал директор департамента инноваций ПАО «РусГидро» Владимир Софьин.

В период до 2024 года компания планирует выполнить модернизацию 79 объектов локальной генерации, создав АГЭК с привлечением частных инвестиций на основе энергосервисного договора. На территории Республики Саха (Якутия) планируется ввести в эксплуатацию 72 АГЭК общей мощностью 71 МВт, из которых 22 МВт является мощностью солнечных электростанций. В Камчатском крае будет построено 7 АГЭК суммарной мощностью 23 МВт, из которых 7 МВт составляет мощность ВЭС и СЭС. Этот опыт имеет потенциал для масштабирования на все регионы Дальнего Востока и Арктики. Здесь в настоящее время в отношении 382 действующих объектов дизельной генерации общей мощностью 645 МВт уже можно рассматривать применение энергосервисной модели. При этом сами инвестиционные проекты без мер поддержки и типового банковского продукта для заемного финансирования характеризуются низкой экономической эффективностью.

«Срок окупаемости более 86 % проектов модернизации локальной генерации без мер поддержки превышает 15 лет. Такие проекты не интересны частным инвесторам. Для их реализации требуются меры государственной поддержки, главным образом, в части льготного кредитования со ставкой не выше 5 %, нулевых налогов на прибыль и имущество на период окупаемости проекта, субсидирования не менее 20% капитальных затрат и долгосрочные тарифы с сохранением экономии на весь объем затрат, а не только экономии топлива», - считает Владимир Софьин.

По словам заместителя директора департамента отраслевой экспертизы КРДВ Василия Потёмкина, основной целью проведенной работы является создание понятных и прозрачных условий для участия частного бизнеса в проектах распределенной генерации в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики. Экономическая эффективность и высокие риски реализации отдельных проектов не позволяют раскрыть инвестиционный потенциал целой отрасли, а также обеспечить промышленных потребителей и население гарантированным, доступным и экологически благоприятным источником локального энергоснабжения, что особенно актуально в условиях санкционного давления.

«Мы начинали свою деятельность с постоянного общения с компаниями-инвесторами и энергетическими компаниями, заинтересованными в реализации проектов энергетики на территории макрорегиона. Рассматривали огромное количество технико-экономических обоснований и финансовых моделей. Участвовали в совещаниях с федеральными и региональными органами власти, внимательно изучали нормативную правовую базу. Проводили круглые столы с приглашением всех заинтересованных представителей бизнеса, власти и научного сообщества. Именно на основании этой глубокой и системной работы мы смогли сформировать предложения по созданию особых, научно-обоснованных механизмов государственной поддержки отрасли распределенной генерации, одобренных как участниками этого рынка, так и отраслевыми регуляторами. При этом мы прекрасно понимаем, что реализация подобных масштабных инициатив затрагивает деятельность сразу нескольких профильных ведомств и требует продвижения на самом высоком уровне государственного управления, а также в органах региональной власти и местного самоуправления. Мы искренне благодарны заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолию Ивановичу Широкову за оказанную поддержку нашей инициативы и готовы к дальнейшему активному сотрудничеству», - резюмировал ESG-эксперт Василий Потёмкин.