ПРИЕМНАЯ АППАРАТА ГУБЕРНАТОРА И
ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧУКОТСКОГО АО:
Телефон: (42722) 6-90-31 Факс: 2-29-19
эл. почта: admin87chao@chukotka-gov.ru
Об этом в ходе круглого стола на тему «Перспективы риск-ориентированного подхода», организованного аппаратом Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, заявила бизнес-омбудсмен Ленинградской области Елена Рулева.
Как известно, в законе №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» упоминается принцип добросовестности контролируемых лиц. Порядок оценки такой добросовестности (в том числе виды мер ее стимулирования), согласно тому же закону, должен устанавливаться положением о соответствующем виде контроля.
«Однако понятие «добросовестности» может определяться разными контрольными органами по-разному, – подчеркнула Рулева. – Каждый контрольный орган может иметь свою особенную методику ее оценки, что может приводить к различным результатам и неоднозначности. Важно, чтобы правила и критерии оценки добросовестности были четко определены и прозрачны для всех участников процесса.
К примеру, на сегодняшний день на территории Ленинградской области из 16 видов регионального контроля и надзора только у одного учитывается признак добросовестности. Это регулирование перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Такой показатель учитывается в формуле расчета риска. Безусловно, в формуле расчета он не является главным, но мы считаем, что его наличие – уже большое достижение.
Кстати, в сводном докладе Минэкономразвития о государственном и муниципальном контроле за 2022 год мы нашли только одно упоминание термина «добросовестность». И он тоже относится к сфере транспорта: критерии добросовестности включены в чек-лист самообследования проверяемых только у Ространснадзора».
«Информация о мерах стимулирования добросовестности, согласно закону №248-ФЗ, должна размещаться в интернете, – продолжила Елена Рулева. – Но при попытке найти ее в большинстве контролирующих органов мы обычно видим, что таковые меры ведомственным положением не предусмотрены.
Вывод: критерий добросовестности контролируемого лица носит полностью декларативный характер, никак не конкретизируется и не используется как инструмент стимулирования предпринимателей. Необходимо разрабатывать соответствующие механизмы с участием всех сторон – предпринимателей, контролирующих органов, экспертов и общественности».