ПРИЕМНАЯ АППАРАТА ГУБЕРНАТОРА И
ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧУКОТСКОГО АО:
Телефон: (42722) 6-90-31 Факс: 2-29-19
эл. почта: admin87chao@chukotka-gov.ru
Уважаемые посетители сайта!
В данном разделе публикуются наиболее актуальные и распространенные из задаваемых Уполномоченному по правам человека в Чукотском автономном округе вопросы граждан, поступающие в ходе личных приемов, "прямых телефонных линий", с Уполномоченным в различных СМИ, в электронных и письменных обращениях, а также ответы на них. Надеюсь, что данная рубрика станет для вас полезной, и размещенная здесь информация поможет вам защитить ваши права в случае их нарушения.
*Вопрос №1: Каковы задачи Уполномоченного по правам человека?
Ответ: Уполномоченный по правам человека,(далее Уполномоченный) способствует:
а) восстановлению нарушенных прав;
б) совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
в) развитию международного сотрудничества в области прав человека;
г) правовому просвещению по вопросам прав и. свобод человека, форм и методов их защиты (ст.1 ФКЗ от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации), ( далее ст.)
Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.
*Вопрос №2: Вы обратились к Уполномоченному. Лишает ли это Вас права обращаться в другие государственные органы, где Ваши права могут быть защищены?
Ответ: Нет, так как деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
*Вопрос № 3: Кто имеет право обратиться к Уполномоченному?
Ответ: Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 15).
*Вопрос № 4: Жалобы на чьи решения, действия или бездействие рассматривает Уполномоченный?
Ответ: Государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (п. 1 ст. 16). Жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный рассматривать не вправе (п.2 ст. 16).
*Вопрос № 5: Можно ли одновременно обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному в субъекте Федерации?
Ответ: Да, так как обращение к Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Федеральным Уполномоченным (п.З ст. 16).
*Вопрос № 6: Существуют ли сроки давности при подаче жалобы на имя Уполномоченного?
Ответ: Да, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (п. 1 ст. 17).
*Вопрос № 7: Какие сведения должна содержать жалоба Уполномоченному?
Ответ: - Фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (п.2 ст. 17).
*Вопрос № 8: Облагается ли жалоба, направляемая Уполномоченному, государственной пошлиной?
Ответ: Нет, не облагается (п.З ст. 17).
*Вопрос № 9:Какие действия вправе предпринять Уполномоченный, получив жалобу?
Ответ: Он может:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению (п.1 ст.20).
*Вопрос№ 10: В какой срок Уполномоченный информирует заявителя о принятом решения?
Ответ:- В десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются (п. 2 ст. 20).
*Вопрос № 11: Обязан ли Уполномоченный мотивировать отказ в рассмотрении жалобы?
Ответ:- Да, обязан (п.З ст.20).
*Вопрос № 12: Можно ли обжаловать отказ Уполномоченного в принятии жалобы к рассмотрению?
Ответ: Нет, такой отказ обжалованию не подлежит (п.З ст.20).
*Вопрос № 13: Может ли Уполномоченный предпринимать действия по защите прав граждан по собственной инициативе?
Ответ: Да, при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).
*Вопрос № 14: Может ли Уполномоченный, приступив к рассмотрению жалобы, обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению?
Ответ: Да, он вправе это сделать (п.1 ст.22).
*Вопрос № 15: Может ли Уполномоченный поручить проверку государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются ?
Ответ: - Нет, не может (п.2 ст.22).
*Вопрос № 16: Какими правами располагает Уполномоченный при проверке жалобы?
Ответ: Уполномоченный имеет право:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
7) безотлагательно приниматься руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания ( ст. 23).
*Вопрос № 17: Может ли Уполномоченный получать информацию, составляющую государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну?
Ответ: Да, может (п.1 ст.24), если это в соответствии с законодательством Российской Федерации.
*Вопрос № 18: Поступила жалоба на действие органа или должностного лица. Ставит ли Уполномоченный этот орган или должностное лицо в известность о поступившей жалобе и ее характере?
Ответ: При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решение или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом (ст. 25).
*Вопрос № 19: Обязан ли о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный известить заявителя?
Ответ: -Да, обязан (п.1 ст.26).
*Вопрос № 20: Что обязан сделать Уполномоченный в случае установления факта нарушения прав заявителя?
Ответ: - Уполномоченный обязан принять меры к восстановлению нарушенного права, в том числе направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (ст. 26-37).
*Вопрос № 21: Какие действия по результатам рассмотрения жалобы вправе предпринять Уполномоченный?
Ответ:
1. Обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленном законом порядке.
2. Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.
3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
4. Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
5. Обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ст. 25).
*Вопрос № 22: Установив в результате изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб, что имели место нарушения прав человека, какие действия Уполномоченный вправе предпринять?
Ответ:
1. Направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения об щего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.
2. Обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (ст. 31).
*Вопрос № 23: Какие действия Уполномоченный вправе предпринять в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан?
Ответ: В таких случаях Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, а также обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях (ст. 32).
*Вопрос № 24: В течение какого времени должностные лица обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы, документы и иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий?
Ответ:- Не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок (ст. 34).
*Вопрос № 25: В течение какого времени государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному?
Ответ: В месячный срок (ст. 35).
*Вопрос № 26: Каким образом заключенные под стражу и осужденные получают лекарственные препараты? Могут ли они получать медикаменты от родственников в посылках, передачах?
Ответ: В соответствии с п. 2-3 ст. 90 УИК РФ больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением.
Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемыми осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 УИК РФ. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных.
Лекарственные препараты и медицинские изделия, поступающие в передачах или посылках, в соответствии с назначением врача (фельдшера) указываются в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, или медицинской карте стационарного больного (далее - медицинская документация пациента) и в журнале учета лекарственных препаратов и медицинских изделий, поступающих в передачах или посылках. По окончании курса лечения в журнале учета лекарственных препаратов и медицинских изделий, поступающих в передачах или посылках, делается запись о получении препарата, заверенная подписями медицинского работника и лица, заключенного под стражу, или осужденного.
Согласно п. 11 Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденный приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285, лекарственные препараты лицам, заключенным под стражу, или осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника.
На период времени, когда режимом работы медицинской части (здравпункта) не предусмотрено нахождение в ней медицинских работников, лекарственные препараты (за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих либо ядовитых, а также применяемых при лечении туберкулеза) выдаются на руки лицам, заключенным под стражу, или осужденным. Разрешение о выдаче этих препаратов дается начальником медицинской части (здравпункта) в соответствии с назначением лечащего врача (фельдшера).
На лиц, заключенных под стражу, или осужденных, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, оформляется лист назначений лекарственных препаратов, который после завершения лечения приобщается к медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Получение пациентом лекарственного препарата подтверждается личной подписью медицинского работника, выдавшего лекарственный препарат, в графе "Дата получения".
*Вопрос № 27: Куда должен обратиться осужденный для изменения вида исправительного учреждения?
Ответ: Согласно части 2.2 статьи 78 УИК РФ, осужденный, которому может быть изменен вид исправительного учреждения, а также его адвокат (законный представитель) обращаются в районный суд по месту нахождения исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание, с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения. Ходатайство об изменении вида исправительного учреждения осужденный подает через администрацию учреждения. Администрация такого учреждения не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об изменении вида исправительного учреждения направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного.
*Вопрос № 28 : Кто имеет право на получение государственной социальной помощи в виде государственной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение?
Ответ: Согласно ст. 6.1 и 6.7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют граждане следующих категорий, включенные в Федеральный регистр:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды;
10) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.
Граждане, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, который ведет Пенсионный фонд РФ, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 имеют право при наличии справки, подтверждающей наличие медицинских показаний к санаторно-курортному лечению, на предоставление путевки.
*Вопрос № 29: Что такое высокотехнологичная медицинская помощь? Как ее получить?
Ответ: В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП), являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Необходимым условием для получения ВМП являются соответствующие медицинские показания.
ВМП оказывается в соответствии с Перечнем видов ВМП, включенных в базовую программу ОМС, и Перечнем видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС. Независимо от вида ВМП является бесплатной, поскольку включена в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи содержится в Приказе Минздрава России от 01.08.2017 № 484н «Об утверждении порядка формирования перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи».
Согласно Приказу Минздрава России от 29.12.2014 № 930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы» медицинские показания к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи определяет лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи. Наличие медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи подтверждается решением врачебной комиссии указанной медицинской организации, которое оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента. После этого оформляется направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
*Вопрос № 30: Работник - отец новорожденного ребенка планирует уйти в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с получением соответствующего пособия и одновременно работать на условиях неполного рабочего дня, при этом мать ребенка не работает. Можно ли на этом основании отказать отцу в предоставлении отпуска по уходу за ребенком?
Ответ: Отец новорожденного ребенка, даже если мать ребенка не работает, имеет право уйти в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с получением соответствующего пособия и одновременно работать на условиях неполного рабочего времени, в случае если он представит работодателю документы, свидетельствующие о том, что мать ребенка не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия, при этом ежегодный оплачиваемый отпуск ему не предоставляется, работник не может быть уволен по инициативе работодателя, за исключением случая ликвидации организации.
Отпуск по уходу за ребенком, в соответствии со ст.256 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), предоставляется женщине по ее заявлению. При этом согласно ч.2 ст.256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. Таким образом, право на использование отпуска по уходу за ребенком и право на назначение и выплату пособия по уходу за ребенком могут переходить от одного члена семьи к другому в зависимости от того, кто из них фактически осуществляет уход за ребенком.
Согласно п.п. 39, 42 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н (далее - Порядок), в случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному лицу - матери либо отцу.
Согласно п. 54 Порядка для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с другими документами представляется справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организаций - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей в соответствующих условиях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка.
Согласно ч.3 ст.256 ТК РФ по заявлению женщины или иных лиц, указанных в ч.2 данной статьи, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию. Следовательно, отец ребенка имеет право работать на условиях неполного рабочего времени. При этом следует учитывать тот факт, что ч.2 ст.93 ТК РФ определен круг лиц, требование которых об установлении неполного рабочего времени обязательно для работодателя. Таким образом, если работник, осуществляющий уход за ребенком, реализует свое право на работу на условиях неполного рабочего времени путем подачи заявления, то работодатель обязан установить для данного работника режим неполного рабочего времени.
*Вопрос № 31: Можно ли папе или бабушке взять отпуск по уходу за малышом?
Ответ: Если ваш муж и мама работают и их заработок облагается страховыми взносами в страховой фонд, они имеют право вместо вас пойти в отпуск по уходу за ребенком и получать пособие. Статья 256 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет это сделать любому работающему родственнику. Они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
*Вопрос № 32: Законодательством предусмотрено, что в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленные нормативы, потребитель имеет право на перерасчет. Но для этого необходимо, прежде всего, уведомить аварийно-диспетчерскую службу о том, что коммунальная услуга предоставлена с нарушениями. Как быть в ситуации, если мы не можем дозвониться в аварийную службу (не отвечает на звонки)? Ведь в данном случае отсутствует возможность зафиксировать факт того, коммунальная услуга не соответствует предъявляемым требованиям, и, значит, мы не сможем требовать перерасчет.
Ответ: Действительно, согласно пункту 105 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (аварийно-диспетчерская служба). Однако обращаем внимание, что в случае невозможности уведомить исполнителя коммунальной услуги о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя (пункт 110 (1) указанных Правил). В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
*Вопрос № 33: Имеет ли право пациент получить информацию о состоянии своего здоровья?
Ответ: Одно из основных прав пациента – право на информацию, которое содержится в статье 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
Кроме того, пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.
Исходя из сказанного, задавать вопросы лечащему врачу, спрашивать о методах лечения, уточнять диагноз и т.д. – не прихоть пациента, а его законное право на информацию.
*Вопрос № 34: Добрый день! У моего несовершеннолетнего ребенка в собственности имеется однокомнатная квартира, которую мы хотели бы продать и купить другое жилье. Мне известно, что для сделок с имуществом детей необходимо получить согласие органа опеки и попечительства. Скажите, пожалуйста, какова процедура получения согласия органа опеки и попечительства на сделку по распоряжению имуществом ребенка?
Ответ: В соответствии с положениями Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» рассмотрение и разрешение вопроса о даче предварительного разрешения на совершение сделки по отчуждению имущества, принадлежащего ребенку, находится в исключительной компетенции органа опеки и попечительства.
Согласно части 3 статьи 21 данного Федерального закона предварительное разрешение органа опеки и попечительства на совершение вышеуказанных сделок или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован.
Таким образом, по вопросу получения предварительного разрешения на совершение сделки по отчуждению принадлежащей Вашему несовершеннолетнему ребенку собственности Вам необходимо обратиться с письменным заявлением в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. По результатам рассмотрения Вашего обращения органом опеки и попечительства должно быть принято решение о предоставлении предварительного разрешения на совершение сделки либо об отказе в выдаче такого разрешения.
Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.
Порядок и сроки оспаривания в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего установлены главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Иных способов оспаривания предварительного разрешения на совершение сделки по отчуждению имущества, принадлежащего ребенку, равно как и отказа в выдаче такого разрешения законом не предусмотрено.
*Вопрос № 35: Как правильно оформить обращение в отдел полиции и как направить?
Ответ: Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать:
- наименование органа внутренних дел, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица органа внутренних дел, или его должность.
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина.
- почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации обращения.
- личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Интернет-обращение в обязательном порядке должно содержать:
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина.
- адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.
К интернет- обращению гражданин вправе приложить необходимые документы и материалы или их копии в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
В письменном обращении и интернет-обращении следует изложить суть обращения, просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения обращения.
Отсутствие сведений, перечисленных выше, за исключением отсутствия в письменном обращении, а также в интернет-обращении фамилии гражданина или почтового либо электронного адреса для направления ответа, не является основанием для оставления обращения без ответа.
Будьте внимательны: обращения, содержащие аудио- и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудио- и (или) видеозаписей, иных информационных файлов, регистрируются как и любые другие. Однако, рассмотрение таких обращений по существу производится при изложении их сути в текстовой части. В ином случае гражданину направляется уведомление о невозможности рассмотрения его обращения как некорректного по изложению.
К рассмотрению принимаются обращения направленные посредством:
- операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел;
- официальных сайтов;
- факсимильной связи;
- почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей;
- полученные в ходе личного приема.
Будьте внимательны - сотрудникам подразделений делопроизводства и режима (канцелярий) запрещается лично принимать обращения от граждан, за исключением рапортов и обращений, принятых в ходе личного приема уполномоченными должностными лицами.
*Вопрос № 36: После расторжения брака у нас с бывшим мужем возникают серьезные разногласия по вопросам воспитания дочери, которая проживает со мной. Бывший муж живет в другом регионе. Как лучше поступить в этой ситуации?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 66 Семейного кодекса РФ такой родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопроса получения ребенком образования. Проживание ребенка с одним из родителей не лишает другого родителя права и обязанности участвовать в его воспитании. В соответствии с п. 2 ст. 66 Семейного кодекса РФ родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, возникший спор разрешается судом по требованию родителей или одного из них с участием органа опеки и попечительства.
Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суд с учетом обстоятельств каждого конкретного дела определяет порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и тому подобное), принимая во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие. Если между Вами и Вашим бывшим супругом имеется спор по вопросам осуществления родительских прав в отношении дочери, Вы вправе подать исковое заявление в суд по месту жительства об определении места жительства дочери и порядка общения с ней отца. В данном порядке могут быть также отражены вопросы организации отдыха Вашей дочери в каникулярное время (в том числе за пределами округа). До принятия судом вышеуказанного решения спорные вопросы по воспитанию дочери могут быть урегулированы только в ходе Вашего личного общения с отцом с учетом интересов девочки.
*Вопрос № 37: Недавно скончался биологический отец моей несовершеннолетней дочери, с которым мы вместе проживали в одной квартире. В свидетельстве о рождении ребенка не было записи об отце. Я хочу оформить пенсию по потери кормильца. Что мне для этого необходимо сделать?
Ответ: В соответствии со ст. 50 Семейного кодекса РФ установление факта признания отцовства имеет место в случае, если отец ребенка умер, не подав при жизни заявления о признании отцовства.
Дела об установлении факта признания отцовства рассматриваются в порядке особого производства в соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ. Установление факта признания отцовства возможно по заявлению любого заинтересованного лица, при условии, что не возникает спора о праве.
В соответствии со ст. 266 ГПК РФ заявление об установлении факта признания отцовства подается в суд по месту жительства заявителя. В заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо установить данный факт. Кроме того, должны быть представлены доказательства признания отцовства (письменные доказательства, аудио-, видеозаписи и др.), подтверждающие Вашего ребенка со своим биологическим отцом.
*Вопрос № 38: Подскажите, пожалуйста, за что могут отчислить ребенка из школы?
Ответ: В соответствии со ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отчисление ребенка из школы возможно в связи с получением образования (завершением обучения) и досрочным прекращением обучения (переводом в другую школу, неосвоением образовательной программы или невыполнением учебного плана, нарушением порядка приема в школу, ликвидацией школы и др.)
Также в соответствии со ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отчисление обучающегося из образовательной организации возможно и в качестве меры дисциплинарного взыскания в случае неисполнения или нарушения им устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
Отчислить ребенка из школы не могут в следующих случаях:
1) если ребенок не достиг возраста 15 лет;
2) обучается по образовательным программам дошкольного, начального общего образования;
3) является ребенком с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости);
4) болеет, находится на каникулах, в академическом отпуске, отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком;
5) если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке (п.п. 10, 17 Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2013 N 185).
*Вопрос № 39: Здравствуйте! Мы с мужем разведены. У нас есть общий ребенок. Хочу поехать с ребенком отдыхать на море, но бывший муж наложил запрет на выезд нашего сына за пределы Российской Федерации. Как быть? Ведь ребенок не должен страдать из-за амбиций его отца.
Ответ: Согласно ст. 21 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.
Таким образом, указанный Вами вопрос подлежит рассмотрению и разрешению исключительно в судебном порядке путем подачи Вами иска в суд о возможности выезда несовершеннолетнего ребенка из Российской Федерации без согласия отца.
*Вопрос № 40: Проработал около года в коммерческой организации, трудовой договор не оформлялся, последние два месяца работодатель перестал мне выплачивать заработную плату. Что мне делать?
Ответ: В Вашем случае факт трудовых отношений может быть установлен в судебном порядке.
Иск об установлении факта трудовых отношений, взыскании заработной платы, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, о взыскании компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав работника подается в суд по месту нахождения ответчика, т.е. работодателя.
При обращении в суд по трудовым спорам работник полностью освобождается от всех судебных расходов.
*Вопрос № 41: Я являюсь гражданином Украины, могу ли я приобрести жилье на территории Российской Федерации?
Ответ: Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены указанным Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица являются участниками жилищных отношений, и на них распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены самим ЖК РФ или иными федеральными законами.
Так, ч. 5 ст. 49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. То же касается субсидий на оплату жилых помещений, коммунальных услуг (ч. 12 ст. 159 ЖК РФ) и приватизации жилых помещений (ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ право иностранного гражданина (лица без гражданства) на жилищное помещение может возникнуть:
1) из договоров и иных сделок;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми связывается возникновение жилищных прав и обязанностей.
Таким образом, согласно российскому жилищному законодательству иностранные граждане вправе приобретать в собственность жилые помещения, расположенные на территории Российской Федерации.
*Вопрос 42: Два года назад я развелся. В браке родился ребенок. После расторжения брака ребенок остался проживать с матерью. Я исправно платил алименты на содержание ребенка. Полгода назад бывшая супруга вышла замуж. Новый супруг моей бывшей жены официально усыновил ребенка. Должен ли я теперь платить алименты на ребенка?
Ответ: Согласно положениям части 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается при усыновлении ребенка, на содержание которого взыскивались алименты.
*Вопрос 43: Когда прекращается выплата алиментов на ребенка?
Ответ: Если алименты выплачиваются на основании нотариально удостоверенного соглашения сторон, то их выплата прекращается:
1) в случае смерти одной из сторон соглашения;
2) по истечении срока действия соглашения;
3) по основаниям, предусмотренным соглашением.
Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается:
1) по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия;
2) при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты;
3) со смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты (статья 120 Семейного кодекса Российской Федерации).
*Вопрос 44: Мне 17 лет, моему молодому человеку 22, мы хотим пожениться. Могут ли нас расписать сейчас, и требуется ли согласие моих родителей на заключение брака?
Ответ: Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность снижения брачного возраста на два года, то есть до 16 лет. При этом закон относит решение вопроса о снижении брачного возраста к компетенции органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 13 Семейный кодекс Российской Федерации). Для снижения брачного возраста необходимо наличие уважительных причин. Перечень таких причин законодательством не определен, поэтому все рассматривается индивидуально. Разрешение на вступление в брак несовершеннолетним гражданам выносит орган местного самоуправления по месту жительства этих граждан и на основании их письменного заявления. К заявлению должны быть приложены, в том числе документы, подтверждающие наличие уважительных причин для снижения брачного возраста: справка из поликлиники о беременности, свидетельство о рождении ребенка. Согласия родителей несовершеннолетних на заключение брака не требуется.